Удивительная история первого аэродрома Йошкар-Олы
Йошкар-Ола – город с тайнами. Есть в нем улицы, которые будто бы не подчиняются правилам градостроительства, извиваются и загибаются, словно прячут в своих поворотах что-то важное. Одна из таких – улица Баумана. В отличие от большинства центральных улиц города, она не идет по строгой прямой, а изгибается, как будто повторяя… взлетную полосу!
Как так получилось? Почему одна из ключевых улиц столицы Марий Эл имеет такой загадочный изгиб? Пристегните ремни – мы отправляемся в историческое путешествие, которое перенесет нас в 1920–30-е годы, когда небо над Йошкар-Олой впервые рассекли крылья самолетов.
✈ Первый аэродром Йошкар-Олы – рождение авиации в Марий Эл
Все началось в 1923 году, когда в городе появилось Марийское отделение Общества друзей воздушного флота. Позже оно слилось с Доброхимом (организацией по химической обороне) и превратилось в могущественное объединение – Осоавиахим.
Авиалюбители собрали деньги на постройку самолета «Марийский трудящийся», который был построен в 1931 году и даже передан в Нижний Новгород в обмен на возможность обучать своих пилотов. Но вот самого аэродрома в Йошкар-Оле тогда еще не было – было всего лишь летное поле.
И вот тут начинается самое интересное.
🛬 Как взлетные полосы изменили карту города?
Первая полноценная взлетная полоса появилась в 9-м микрорайоне. Она совпадала с современной улицей Баумана и шла строго с севера на юг – ведь старые самолеты могли взлетать только против ветра.
📍 Представьте: сегодня на этом месте стоят дома, магазины и школы, а когда-то тут грохотали моторы, ревели пропеллеры, а на земле готовились к прыжкам парашютисты.
👉 Именно из-за взлетной полосы улица Баумана и соседние улицы Строителей и Зеленая имеют загибы – они просто повторяют аэродромную разметку!
Более того, рядом стояли двухэтажные дома для летчиков – один из них до сих пор можно найти по адресу Садовая, 15.
⏳ Трагическая история Наты Бабушкиной
Аэродром в 9-м микрорайоне навсегда связан с именем Наты Бабушкиной – талантливой парашютистки, погибшей здесь во время затяжного прыжка.
Она стала символом развития авиации в Йошкар-Оле, и именно ее имя в 1936 году присвоили местному аэроклубу.
📍 Кстати, парашютистов выбрасывали рядом со взлетной полосой. То есть, падение Наты, теоретически, могло произойти во дворе современной 23-й школы, где до сих пор нет даже памятного знака.
🛩 Когда аэродром стал аэропортом?
В 1934 году Йошкар-Ола официально включилась в воздушное сообщение СССР. Открылась линия Горький – Чебоксары – Йошкар-Ола – Ижевск, и местный аэродром стал принимать пассажирские рейсы.
Однако, чтобы обеспечить безопасность полетов, понадобилось строительство нового аэропорта. В итоге к 1940 году аэродром перенесли в Павловский сельсовет (территория нынешнего аэропорта Йошкар-Олы).
Тем не менее, старый аэродром в 9-м микрорайоне еще использовался некоторое время, а взлетную полосу на Строителей окончательно засыпали щебнем лишь в 1971 году.
⚡ Почему взлетная полоса исчезла?
В 1958 году Йошкар-Олинский завод № 297 начал стремительно расширяться. Так как взлет и посадка – самые опасные этапы полета, а заводские корпуса находились слишком близко, было решено закрыть старый аэродром. Дополнительно через улицу Баумана провели высоковольтную ЛЭП, что сделало невозможными полеты.
Вот так авиационная история города стерлась с карты, но оставила улицы с загадочными изгибами, которые теперь напоминают о тех временах, когда Йошкар-Ола была центром авиации Марий Эл.
📌 Что осталось сегодня?
✅ Улица Баумана кривая не случайно – она повторяет старую взлетную полосу первого аэродрома Йошкар-Олы. ✅ Здесь начиналась авиационная история Марий Эл, строились самолеты, готовились летчики, совершались прыжки с парашютом. ✅ Это место связано с трагической судьбой Наты Бабушкиной, символа марийской авиации. ✅ Если взглянуть на карту 9-го микрорайона , то можно четко увидеть шестиугольник аэродрома и параллельные улицы, следовавшие за его границами.
И кто знает? Может быть, если внимательно прислушаться, на Баумана до сих пор можно уловить эхо взлетающих самолетов…